gallery_file_9475_o    16679768

Приводим материал о истории величайшего христианского Праздника Рождества Христова и его традиции в России из публикации газеты Ступинского благочиния Московской епархии РПЦ “Православное Ступино” выпуск №1(113) январь 2014 год.

Фото: Свердловская область, г.Екатеринбург, храм Рождества Христова (автор chistopolova.n на ya.ru)

***

Празднование христианами Рождества не прослеживается глубже IV века. Дата его не связана с реальной датой рождения Иисуса Христа, которое, по всей вероятности, произошло не в зимнее время. В древности этот вопрос был предметом неоднозначных размышлений церковных авторов; один из самых ранних дошедших до нас текстов принадлежит Клименту Александрийскому, который упоминает 20 мая.

День 25 декабря устанавливается в Римской Церкви в начале IV века, чему первое свидетельство обнаруживается в так называемом “Календаре Филокала” (сведения относятся к 336 году). Возможно, выбор даты 25 декабря связан с приходившимся на этот день языческим праздником “Рождения Солнца Непобедимого”: после зимнего солнцестояния начинает прибывать солнечный день, — который с принятием в Риме христианства наполнился новым содержанием, и рождение Христа стало пониматься как “Рождение Солнца Правды”. В то же время в восточных Церквах — Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Кипрской — праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения Господня 6 января под общим названием Богоявления (празднование Рождества вместе с Богоявлением в некоторых восточных Церквах продолжалось до конца IV века, в других — вплоть до VI века. Армянская Церковь до сих пор празднует Рождество Христово 6 января, соединяя его с празднованием Крещения).

В IV веке равноапостольная царица Елена построила храм на месте вифлеемской пещеры, прославленной рождением Христа.

О повсеместном почитании праздника Рождества свидетельствуют поучения Отцов Церкви IV века — Ефрема Сирина, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, написанные на этот праздник. В кодексе Феодосия (438) и Юстиниана (535) излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. Иоанн Златоуст первый ввел этот праздник в Антиохии в 386 или 387. Василий Великий поручил Григорию Богослову установить это празднование на Константинопольском соборе.

hram-rozhdestva

Храм Рождества Христова в Вифлиеме (источник)

Позднейшим толкованием времени празднования Рождества Христова 25 декабря стало следующее: месяц и день смерти Христа точно известен из Евангелий, а по распространенному уже в раннее средневековье церковному преданию Христос должен был находиться на земле полное число лет (как число совершенное); отсюда следовало, что Христос был зачат в тот же день, в который пострадал, следовательно, в еврейскую Пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта; отсчитывая от нее 9 месяцев, получали дату рождения Христа 25 декабря.

Согласно современной гипотезе,

выбор даты Рождества произошел по той причине, что первоначально христиане праздновали в одно и то же время Боговоплощение (под которым понималось не рождение, а зачатие Христа) и Пасху; соответственно, со временем прибавление ко дню весеннего равноденствия 9 месяцев указало на дату празднования Рождества в зимнее солнцестояние.
***

БОГОСЛУЖЕБНОЕ ПРАЗДНОВАНИЕ

Праздник Рождества Христова в древней Церкви считался вторым после Пасхи и таковым почитается на Востоке по сей день. На Западе к XIV веку (по неясным пока причинам) он переместился на первое место, однако в результате литургической реформы в Католической Церкви, происшедшей после 2-го Ватиканского Собора, Пасхе было возвращено главенствующее место. Тем не менее, во многих католических странах народное благочестие по-прежнему отводит ему главенствующее место среди праздников.

Рождеству Христову в православной традиции предшествует сорокадневный Рождественский или Филиппов пост; на Западе ему соответствует подготовительный период, именуемый “Адвентом” (латинское adventus — пришествие), несколько меньший по продолжительности и не предполагающий пощения.

Праздник Рождества имеет пять дней предпразднества (с 20 декабря по 24 декабря) и шесть дней попразднества
и завершается праздником Обрезания Господня. Канун, или день навечерия праздника, проводится в строгом посте и называется сочельником (сочевником); в этот вечер, по церковному уставу, употребляется в пищу сочиво (сушеные хлебные зерна, размоченные водой).

В навечерие Рождества совершаются Царские Часы. Всенощное бдение начинается с великого Повечерия, на котором исполняется пророческая песнь “Яко с нами Бог”.

Великое повечерие. Песнопение “Яко с нами Бог” с последующими тропарями. Исполняют певчие храма преп. Никиты Мидикийского г. Волгограда под руководством протодиакона Сергия

Церковные песнопения, прославляющие Рождество Христово, были написаны Романом Сладкопевцем, Софронием и Андреем Иерусалимскими (VII в.), Иоанном Дамаскином, Космой Маюмским, патриархом Германом (VIII в.).

***

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО В ИСТОРИИ РОССИИ

Рождество Христово называют “матерью всех праздников”. Значение этой святой ночи столь велико, что даже ход новой истории и наше летосчисление ведем мы от Рождества Христова. А на Руси этот Праздник был особенно любим.

В сочельник до “вечерней звезды”, то есть до вечерних песнопений “Волсви же со звездою путешествуют”, ничего не ели и даже не садились за стол. Родители рассказывали детям о том, как волхвы пришли поклониться новорожденному Иисусу Христу и принесли ему дорогие подарки. Ребятишки с малых лет перенимали от старших не только народную мудрость, но и сложившиеся веками традиции и обычаи.

В домах украшали любимую с детства рождественскую елку. Кстати, лесная красавица пришла в Россию из Германии относительно недавно — при Петре I. Вечная зелень ели и других растений (можжевельника, лавра, омела) была символом неувядающей жизни. Поэтому и стали у нас украшать еловыми ветками дома и храмы.
А в ночь на 25 декабря по всей стране, в малых и больших церквах, совершалось торжественное Богослужение.

С самого утра Великого дня Рождества славили Христа : ходили “со звездой” по домам, пели церковные гимны и народные колядки о рождении Младенца от Девы, о простых пастухах и мудрых волхвах.

Об обычаях празднования Рождества до Революции с любовью и грустью вспоминал в эмиграции в Париже русский писатель Иван Шмелев.

Любовь к празднику выражалась и числом храмов и монастырей, возводимых в честь праздника Рождества Христова.

Самый известный храм в России, посвященный этому Празднику — храм Рождества Христа Спасителя в Москве.

kotomka-com_moscow_2227_1600-1

Храм Рождества Христова на Волхонке (Храм Христа Спасителя). Вид с берега реки Москвы (источник)

На Рождество Христово, 25 декабря 1812 года, император Александр I подписал высочайший Манифест

о создании в честь победы над армией Наполеона храма “…в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели… Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков”.
С 1917 года в атеистическом советском государстве, о Рождестве и упоминать запрещалось, не только праздновать. Вифлеемскую звезду заменили на пятиконечную (и строго следили, чтобы у любой изображаемой звезды было только пять лучей). Зеленая ель также была подвергнута опале как рождественский символ. Люди, пережившие те лихие времена, рассказывают, как тайком проносили зеленые веточки в дом и прятали их в дальних комнатах от посторонних глаз. В 1933 году специальным Указом правительства ель разрешили, но уже как новогоднюю.

В годы репрессий Рождественские службы совершали тайно в домах, в лагерях, тюрьмах и ссылках. Рождество праздновали в самых невероятных условиях, рискуя потерять работу, свободу и даже жизнь.

Незабываемое Рождество Христово провел в лагере на Соловках писатель Борис Ширяев на нарах общежития, устроенного в руинах Преображенского собора.

Постановлением президента РСФСР 1991 года Рождество Христово вновь является официальным праздничным днем для всех народов Российской Федерации.

БАНКРОТСТВО OOO И ИП, СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ. Елена Тимофеева – АРБИТРАЖНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ. Москва, ул.Барклая, д.6, стр.3, оф.610. Телефон: +7(908)636-00-43, +7(912)247-12-88, E-mail: TIMOFEEVA_EB@MAIL.RU, Caйт: timofeeva-bankrotstvo.ru
ЭКСПЕРТ-ОЦЕНКА, г.ЕКАТЕРИНБУРГ, ул. Первомайская д. 56, оф. 226. КОНТАКТЫ: +7-912-235-96-53; +7-908-918-87-77. E-mail: ocenka-eka@mail.ru, e-ocenka@bk.ru. Caйт: оценка-эксперт.рф
Напишите нам

Меню

Социальные сети