Способность компании быстро меняться в обстановке стремительно развивающегося рынка – одно из главных условий успешного развития бизнеса. Замедление или тем более остановка сулит неизбежное отставание от конкурентов. Чтобы оставаться на плаву, компания вынуждена постоянно эволюционировать, перестраиваться, внедрять новые технологии, что требует немалых усилий, знаний и умений. Именно знания и умения, по словам одного из основателей ведущей американской компании в области экономико-юридических консультаций LECG (Law and Economic Consulting Group), ученого Дэвида Тиса (David J. Teece), в наше время являются основным источником конкурентного преимущества.

Решение таких серьезных задач полностью ложатся на плечи руководящего состава компании, которое должно подготовить необходимую почву для их реализации, разработать план, просчитать риски и составить затратную часть. Все это требует времени. При этом уровня квалификации руководства для принятия специфических решений может просто не хватать. В результате отсутствие определенных навыков, знаний или их недостаточное количество тормозит внедрение необходимых инноваций.

В подавляющем большинстве случаев должной квалификацией не обладают и сотрудники компании. Изначально штат формируется под решение определенных проблем. Появление новых задач может потребовать дополнительного набора персонала, обладающего теми самыми необходимыми знаниями. Такой шаг не всегда оправдан, как и экстренная переквалификация уже действующих сотрудников. Не всегда полученные в процессе обучения знания и умения гарантируют их грамотное применение на практике ввиду ее отсутствия. Не стоит забывать и об основных обязанностях, которые невозможно отложить на время обучения. Иными словами, процесс переквалификации может идти в ущерб основным обязанностям работника.

Более обоснованным шагом является привлечение сторонних экспертов, консультантов, которые уже обладают необходимым набором знаний и, что немаловажно, практическим опытом. Привлеченные со стороны эксперты способны разработать индивидуальную программу по решению тех или иных инновационных задач, а также передать необходимый набор информации действующим сотрудникам компании. Такое решение является более рациональным. С одной стороны, обладающие опытом и знаниями консультанты способны найти наиболее быстрый способ решения поставленной цели, выработать стратегию, учесть расходы. При этом обучение действующего персонала, если это необходимо, потребует минимальных сроков и в наименьшей степени повлияет на качество выполнения сотрудником своих основных обязанностей.

Консалтинг (от англ. consulting) – услуги, консультации, осуществляемые специализированными консалтинговыми компаниями для производителей, продавцов, покупателей и включающее в себя решение широкого круга вопросов экономики, финансов, права, внешнеэкономических связей. Консалтинговые компании могут по заказу клиентов проводить исследование рынков товаров, ноу-хау, лицензий, а также разрабатывать маркетинговые программы, проводить оценку условий экспортно-импортных операций и т.д. Вместе с тем, даже такое обширное определение, встречающееся в подавляющем большинстве специализированной литературы по консалтингу, можно несколько расширить.

По своей сути консалтинг – это процесс оказания консультационных услуг, которые могут быть востребованы в любой сфере человеческой деятельности, а, значит, и в социальной. Условно это направление консультационных услуг можно назвать “социальным консалтингом”. Данное направление консалтинга достаточно развито в западных странах, где привлечение консультантов по любым вопросам является нормой. В России “социальный консалтинг” практически не развит, в силу разных причин и, в первую очередь, молодости рынка консультационных услуг в целом. В международной практике принято выделять три вида консультационных услуг: процессный, или проектный, экспертный и обучающий (таблица №1).

Процессный Экспертный Обучающий
Особенности процессного или проектного консалтинга заключаются в совместной работе консультанта с персоналом и руководством компании-заказчика. Данное взаимодействие сводится к разработке и внедрению решений по оптимизации процессов в компании, необходимых для достижения конкретных целей. Этот вид консультационных услуг подразумевает разработку решений и рекомендаций по их внедрению после проведения диагностики в компании-заказчике. При этом роль клиента сводится только к обеспечению консультанта необходимой информацией (доступе к ней) для оценки ситуации. При обучающем консалтинге роль консультанта сводится к предоставлению клиенту необходимой теоретической или (и) практической информации в форме семинаров, лекций, тренингов, методических пособий.

В зависимости от конкретных задач, на различных стадиях могут применяться комбинации этих трех методов. При этом, как отмечают эксперты, обучающее консультирование, как правило, сопровождает процессное, а во многих случаях и экспертное. В России наибольшей популярностью пользуется именно обучающее, или экспертно-обучающее консультирование, тогда как в западных странах на первые позиции выходит процессное и процессно-экспертное (график №1)

Такое положение дел вполне объяснимо. Как правило, руководители фирм при решении насущных вопросов идут по наименее затратному с точки зрения денег и времени пути, считая, что любую проблему можно решить, воспользовавшись обучающими программами – тренингами и семинарами. При этом суть проблемы руководство определяет самостоятельно, опираясь исключительно на свой опыт, самостоятельно определяя, какое направление обучения необходимо сотрудникам. “Количество таких тренингов может достигать и четырех-пяти в год”, – делится своим опытом Алексей, полтора года проработавший в небольшой риэлтерской компании.

По его словам, компания имела небольшой доход, но стабильным он не был. Клиентов было мало, большинству из них требовалась небольшая и недорогая риэлтерская помощь. Такое положение дел не устраивало руководителя. “Запугивание и установка лимитов по количеству обязательных клиентов в месяц для каждого сотрудника должного эффекта не приносило, – отмечает Алексей. Чтобы как-то изменить положение дел, оплачивались тренинги и семинары от классических “Как увеличить продажи”, до экзотических типа “Дружная команда – залог успеха в бизнесе”. На самом деле проблема заключалась не в недостаточной квалификации сотрудников, а в большом количестве “левых” сделок. Приводить клиентов не было выгодным, так как процент от сделки, который получал риэлтер в компании такого уровня, был слишком низок. Это понимали все, кроме руководителя”.

Что касается видов консалтинговых услуг, в данной ситуации унифицированного (стандартного) списка не существует. Более того, разные консалтинговые компании по-разному классифицируют основные виды или направления консультационных услуг, руководствуясь собственным опытом. Нет единой классификации и у международных ассоциаций консультантов, однако общие черты можно найти у всех.

По мнению экспертов, в настоящее время можно выделить девять основных групп (видов) консалтинговых услуг.

1. Общее управление и администрирование
2. Финансовый консалтинг
3. Юридический консалтинг
4. Налоговый консалтинг
5. Маркетинговый консалтинг
6. IT- консалтинг
7. Управление кадрами
8. Производственный консалтинг
9. Оценочная деятельность

Консалтинговые услуги могут осуществляться не только в форме консультаций, рекомендаций и совместных решений, но и путем выполнения конкретных технических или организационных функций. К таким услугам можно отнести:

1. Аудит
2. Бухгалтерское обслуживание
3. Рекрутмент
4. Инжениринг
5. PR и отношения с общественностью
6. Инвестиционное банкирование
7. Тренинг

Данные направления не подразумевают непосредственных консультаций, однако также оказываются исключительно на основе профессиональных и научных навыков. Таким образом, под понятие “консалтинг” можно подвести подавляющее большинство услуг, оказываемых компании-заказчику. Однако цель или результат любой услуги сводится к одному: помочь заказчику осуществить необходимое внедрение качественных изменений, инноваций, провести оптимизацию бизнес-процессов, словом, помочь компании выйти на новый уровень своего развития.

Источник: http://marketing.rbc.ru/reviews/consulting/chapter01.shtml

БАНКРОТСТВО OOO И ИП, СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ. Елена Тимофеева – АРБИТРАЖНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ. Москва, ул.Барклая, д.6, стр.3, оф.610. Телефон: +7(908)636-00-43, +7(912)247-12-88, E-mail: TIMOFEEVA_EB@MAIL.RU, Caйт: timofeeva-bankrotstvo.ru
ЭКСПЕРТ-ОЦЕНКА, г. ЕКАТЕРИНБУРГ, ул. Первомайская, д. 76, оф. 59. КОНТАКТЫ: +7-912-235-96-53; +7-908-918-87-77. E-mail: ocenka-eka@mail.ru, e-ocenka@bk.ru.
Напишите нам

    Меню

    Социальные сети